На полях Международного экономического форума «Россия - Исламский мир: KazanForum» прошла масштабная дискуссия, посвященная развитию международного транспортного коридора (МТК). Участие в ней приняли ведущие представители российского правительства, главы профильных ведомств стран-партнеров, а также руководители ключевых логистических компаний.
Среди участников - заместители председателя Правительства РФ Виталий Савельев и Марат Хуснуллин, министр транспорта России Роман Старовойт, губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, министр коммуникаций Пакистана Абдул Алим Хан, а также глава DP World Султан Ахмад Султан Бин Сулаем и председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров. Ключевой темой стала реализация проектов, способных сделать коридор «Север - Юг» одной из главных торговых артерий Евразии.
Специальный представитель Президента России по развитию МТК «Север - Юг» Виталий Савельев отметил, что за последние три года была проделана значительная работа по созданию инфраструктуры коридора:
- В ноябре Президентом РФ была организована рабочая группа по развитию транспортного коридора под моим председательством, и сегодня транспортный коридор «Север - Юг» обретает стратегическое значение для торговли со странами Южной Азии, Африки через дружественные страны Закавказья, Каспийского региона и Средней Азии. Когда коридор «Север - Юг» заработает в полную мощность, то путь до Бендер-Аббаса сократится с 30 - 45 до 15 - 20 дней. В наших планах развитие всех трех маршрутов: западный коридор вдоль побережья Каспия через Азербайджан и Иран, восточный - через Казахстан, Таджикистана в Иран и транскаспийский - напрямую в порт Ирана через Каспийское море.
Важнейшим этапом развития МТК «Север - Юг» стало подписание в мае 2023 года соглашения с Ираном о строительстве железнодорожной линии Решт - Астара протяженностью 62 километра. Этот участок замыкает западный маршрут, обеспечивая непрерывность грузопотока от России до порта Бендер-Аббас на юге Ирана.
Это событие стало поворотной точкой в истории коридора, реализация которого откладывалась с 2000 года из-за отсутствия конкретики по этому участку. Партнеры перешли от обсуждений к практическим действиям, и уже 15 мая 2024 года в провинции Гилян в Иране состоялась церемония передачи первых земельных участков для проведения инженерных изысканий, которые проводит российская строительная компания.
Ожидаемый эффект от завершения линии Решт - Астара - перевозка не менее 15 миллионов тонн грузов в год. На этом фоне Россия и Азербайджан заключили межправительственное соглашение, направленное на обеспечение стабильного транзитного грузопотока: первоначально - 5 миллионов тонн, а в перспективе - до 15 миллионов тонн груза ежегодно.
По словам Савельева, коридор приобретает стратегическое значение для торговли со странами Южной Азии, Африки и региона Каспия. Вице-премьер уверен, что со временем транспортный коридор станет реальной альтернативой Суэцкому каналу.
ИНФРАСТРУКТУРА И ЛОГИСТИКА: МАСШТАБНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Виталий Савельев также отметил, что для полноценного функционирования международного транспортного коридора «Север - Юг» необходимо синхронизировать развитие автодорог с приграничными пунктами пропуска. Сейчас в России работает 314 из 380 таких пунктов, среднее время прохождения там 38 минут.
При этом в рамках нацпроекта Президентом РФ Владимиром Путиным поставлена задача, чтобы время прохождения транспорта на пункте пропуска соответствовало международным стандартам - 10 минут на проверку одного транспортного средства. Это непростая задача.
- Чтобы сделать 10 минут, нужен существенный вклад. Есть варианты провести груз быстро, но это будет чуть дороже, или провести медленнее, но это будет чуть дешевле, поэтому мы для бизнеса стараемся организовать опциональные возможности, - рассказал Виталий Савельев.
Одним из решений поставленной задачи может стать модернизация пунктов пропуска.
- За предыдущие годы большая работа проведена в части совершенствования пунктов пропуска. Благодаря этому пропускная способность на границе с Азербайджаном увеличилась почти в 5 раз, а с Грузией - более чем в 2 раза. За счет реконструкции пункта Тагиркент-Казмаляр планируем довести его пропускную способность до 861 тысячи транспортных средств в год. Это, безусловно, положительно повлияет на развитие бизнеса, - в свою очередь заявил министр транспорта РФ Роман Старовойт.
Важную роль в этой логистической системе играет Каспий. По словам губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина, из 8 миллионов тонн транскаспийских грузов 6 миллионов прошли через регион. Модернизируются порты Астрахань и Оля. А дноуглубительные работы на Волго-Каспийском судоходном канале позволили увеличить осадку до 4,5 метра, что стало важным фактором для развития морского сообщения.
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин отметил необходимость координации действий с транзитными государствами. Россия ведет активный диалог с Ираном, Афганистаном и Пакистаном по обеспечению сквозной логистики и унификации транспортных и таможенных процедур. В перспективе - создание единой цифровой платформы для логистики, упрощающей взаимодействие участников цепочек поставок.
- Наша задача - создать максимально комфортные условия, поэтому по итогам форума с Минтрансом РФ проводим целый ряд встреч, синхронизируем эти дороги, синхронизируем сроки. Очень важно сделать бесшовную логистику: это и пункты пропуска, это и таможенные документы, это и единая информационная система. Такие задачи на ближайшие годы стоят у нас по развитию МТК «Север - Юг», - подчеркнул Марат Хуснуллин.
ПОТЕНЦИАЛ
Указом Президента России поставлена задача по увеличению к 2030 году объема перевозок по международным транспортным коридорам не менее чем в 1,5 раза по сравнению с показателями 2021 года за счет повышения глобальной конкурентоспособности маршрутов.
В 2024 году по МТК «Север - Юг» перевезли 24 миллиона тонн грузов: 10 миллионов - по железной дороге, 6 миллионов - автомобильным транспортом, 8 миллионов - транскаспийским маршрутом.
Ожидается, что именно на транскаспийском маршруте мощность российских морских портов увеличится с 19 до 24 миллионов тонн груза к 2030 году. Увеличение проходимости грузов зависит от дноуглубительных работ, однако и здесь есть проблема - Каспий мелеет. За последние годы береговая линия сдвинулась на 50 километров. И здесь, конечно, большой вызов для всех прикаспийских государств, потому что в этой части тоже необходимо работать.
- Проводится работа по созданию сквозных логистических сервисов, формированию конкурентоспособных тарифов, проработке совместной реализации инфраструктурных проектов. Ожидаем, что на пространстве большой Евразии МТК «Север - Юг» в перспективе будет соединен с проектом Трансафганской железной магистрали - это позволит связать международные сети Узбекистана, Ирана и Туркменистана с дальнейшим выходом на инфраструктуру Южной Азии, - объявил Виталий Савельев.
СПРАВКА
Международный транспортный коридор (МТК) «Север - Юг» - это масштабный проект по созданию мультимодального маршрута, соединяющего Россию с Индией, Ираном, странами Персидского залива, Южной Азии и Восточной Африки через Каспийское море, Кавказ, Иран и далее по морю до Индийского океана.
Идея создания коридора была закреплена межправительственным соглашением в 2000 году. Основная цель - сократить сроки доставки грузов между странами Евразии: если сейчас доставка из России в Индию по традиционным морским путям занимает до 45 дней, то по МТК этот срок может сократиться до 15 - 20 дней.
МТК «Север - Юг» - не только про скорость. Это стратегический маршрут, который укрепляет транспортную независимость России, создает альтернативу Суэцкому каналу и дает новые возможности для транзитных стран зарабатывать на логистике. В проект активно вовлечены Россия, Иран, Индия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, а также Пакистан и Узбекистан, выразившие свой интерес к участию реализации намеченных планов.